Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

На основании утвержденной Программы поэтапных мер по созданию единого аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Рабочей группой Центра информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка во взаимодействии с представителями других государственных органов и ведомств, проделана работа по изучению зарубежного опыта по внедрению современных технологий, используемых в системах мониторинга правонарушений и чрезвычайных ситуаций.

 

Опыт США

clip_image001.jpg США занимают лидирующие позиции в мире в области использования современных технологий, инфраструктуры мониторинга правонарушений и чрезвычайных ситуаций в крупных городах. Как отмечают эксперты, до начала процесса внедрения современных технологий мониторинга правонарушений и ЧС администрации городов США обращают внимание на подбор соответствующих технологий и оборудования, исходя из природных условий и архитектуры города, а также наличия специалистов, создание инфраструктуры охраны и защиты киберданных, обеспечение обмена данными между правоохранительными структурами, способность граждан предоставлять властям информацию о потенциальных правонарушениях и ЧС.

 

Опыт КНР

clip_image002.jpg В Китайской Народной Республике технологии безопасного города реализованы в форме комплексной информационной системы с интеграцией видео-аналитических решений, в рамках которой оперативное определение и реагирование на различные внештатные ситуации, а также своевременное принятие мер по устранению их последствий. Также, в рамках данной системы обеспечивается общественная безопасность, а также безопасность уязвимых точек городской и критической инфраструктуры, получение и архивирование информации о важных событиях и выявленных происшествиях и инцидентах, в том числе предоставление информации по запросам заинтересованных служб. Разработчиками системы «Безопасный город» стала китайская компания «NORINKO, CHINA NORTH INDUSTRIES CORPORATION». На примере города Чунцин (город административного значения, КНР), в котором на площади более 82 000 кв. км проживает более 49 млн. человек, можно увидеть, что в среднем на 1 (одну) камеру видеонаблюдения приходится 100 человек или 160 кв. м площади. Количество самих камер при этом составляет 500 000, что является одним из наиболее высоких показателей плотности систем видеонаблюдения во всем мире.

 

Опыт Российской Федерации

clip_image003.jpg В городе Москве действующий аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» решает следующие задачи: обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений, предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и т.п., мобилизационная подготовка экономики города Москвы, предупреждение и пресечение нарушений в сфере миграционного законодательства. АПК «Безопасный город» реализован на совокупности комплексных средств автоматизации и автоматизированных систем единой региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Система-112 обеспечивает единый вызов служб оперативного реагирования, а также информационное взаимодействие органов, задействованных в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб: службы пожарной охраны, службы реагирования на чрезвычайные ситуации, службы полиции, службы скорой медицинской помощи, аварийные службы газовой сети, службы «Антитеррор».

Опыт Соединенного Королевства Великобритания

clip_image004.jpg Великобритания является одним из мировых лидеров по внедрению новейших технологий «безопасного города». По различным данным, в Великобритании функционирует от 1,5 до 4,5 млн. камер видеонаблюдения различного типа. Согласно одному из исследований, ежедневно каждый городской житель попадает в поле зрения камер до 70 раз (по другим странам подобной статистики не выявлено). Регулированием деятельности, связанной с использованием систем видеонаблюдения в целях обеспечения общественной безопасности, занимается Управление предприятий в сфере безопасности при МВД Великобритании. Данное управление выдает лицензии. Позволяющие устанавливать и эксплуатировать системы видеонаблюдения в общественных местах. В 2013 году правительством страны утвержден отдельный Кодекс использования наружного видеонаблюдения, в котором опубликованы рекомендации по стандартам выбора и установки систем видеонаблюдения. В целом, полиция имеет доступ только к определенной части камер, подключенных к единой интеграционной системе, также имеет право запрашивать записи с других камер в случае необходимости. Необходимо отметить, что к числу камер наблюдения и видеорегистраторов, к которым полиция может иметь опосредованный доступ, относятся также и любительские камеры, бортовые камеры (в такси и автобусах) и даже камеры для съемок от первого лица. Помимо этого, к отслеживанию ситуации на крупных объектах и акциях полиция начала привлекать БПЛА. Все сотрудники полицейского департамента оснащены нагрудными видеокамерами, записи которых также могут быть доступны в рамках обеспечения общественной безопасности. В целях предотвращения терактов, правительство Великобритании приняло решение оснастить «умными» камерами общественный транспорт. Поддерживающее ПО позволяет автоматически различать множество событий, начиная с определения большого скопления людей и заканчивая обнаружением оставленных вещей. Кроме обработки различных сценариев, камеры настроены на биометрическую идентификацию по базам данных разыскиваемых и потенциально опасных лиц. Также, «умные» камеры интегрированы с системами контроля и управлением доступа на категорированных и охраняемых объектах. В столице королевства, городе Лондоне по имеющимся данным размещено 600 000 камер видеонаблюдения. По покрытию площади это составляет порядка 20 кв.км, а по количеству людей – 14 человек на одну камеру. Великобританию называют «страной камер». Раннее, принятие систем безопасности привлекло многих игроков. По данным Британской ассоциации индустрии безопасности (BSIA), в Соединенном Королевстве установлены миллионы камер, и спрос на продукцию для видеонаблюдения продолжает расти. Установка видеокамер в общественных местах по всей стране уменьшила число преступлений и актов вандализма, поэтому правительство планирует увеличение ассигнований. По сведениям BSIA, в стране более 8 000 предприятий безопасности. Крупнейшей долей рынка (39%) до сих пор являются услуги охранных служб. Как гласит одно из исследований рынка, электронные системы безопасности занимают примерно 30% общего рынка безопасности, и представляют самый быстро растущий сектор.

 

Опыт Японии

clip_image005.jpg В Японии в целях обеспечения безопасности и мониторинга ситуации на территориях и дорогах больших мегаполисов используются различные средства видеонаблюдения, датчики, контроллеры, устройства сбора и передачи информации, мобильные регистраторы и т.п., интегрированные с Центром управления, который базируется в городском полицейском департаменте. При выборе мест размещения средств наблюдения, акцент делается на места большого скопления людей, автомагистрали, перекрестки, площади и т.д. Обязательным требованием работы таких средств является их совместимость с другими элементами «умного города». Помимо камер и датчиков, в Японии широко используются другие современные технологии, в частности, в распоряжении полиции имеются беспилотные летательные аппараты, предназначенные для борьбы с нелицензированной эксплуатацией дронов. Оснащенные камеры БПЛА также могут фиксировать и передавать информацию и о владельцах выявленных дронов-нарушителей. Однако, в первую очередь интегрированные системы и технологии «безопасного города» в Японии, которая подвержена частым стихийным бедствиям природного характера, ориентированы на централизованное раннее оповещение о прогнозируемых или приближающихся землетрясениях, ураганах и цунами. В настоящее время в стране действует система заблаговременного оповещения населения, координируемая Метеорологическим агентством Японии (JMA). В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, данная система в автоматическом режиме распространяет сигнал об опасности через теле- и радиовещательные каналы, интернет и мобильную сотовую связь. Время информирования о землетрясениях составляет 8-10 секунд до начала колебаний земной поверхности. Это достигается за счет работы более 1 000 сейсмодатчиков, распределенных по всей территории страны, они регистрируют слабые толчки, которые предшествуют более сильным и разрушительным. Таким образом, технологии обеспечения безопасности граждан в Японии прежде всего ориентированы на предупреждение и дальнейшее реагирование на стихийные природные бедствия: торнадо, цунами, землетрясения и тайфуны.

 

Опыт Республики Азербайджан